Версия для слабовидящих
ФНС информирует
Подари Москве свои идеи
Служба по контракту
Мой семейный центр
Я выбираю жизнь
Детский телефон доверия
СООБЩИ, ГДЕ ТОРГУЮТ СМЕРТЬЮ!
Подростковая агрессия
"ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ!"
Электронные услуги
/ ИНИЦИАТИВЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ.
ИНИЦИАТИВЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ.

ИНИЦИАТИВЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, СФЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ.

12.11.2018

Со дня своего назначения в январе 2014 года и на всем протяжении осуществления полномочий Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаилом Вышегородцевым выявлялись наиболее значимые проблемы осуществления бизнеса в городе Москве и вырабатывались комплексные меры по их решению. Во главу угла при этом была поставлена превентивная работа с источниками проблем, в значительной мере являющимися зависимыми от государственного регулирования, развития институтов поддержки предпринимательства, обременений разного рода, от доступности финансирования.


В ходе правозащитной деятельности выявлено, что основные препятствия для развития своего бизнеса и повышения деловой активности, на которые чаще всего ссылаются предприниматели, это сложности со сбытом, конкуренция, высокие операционные затраты и низкий производственный потенциал. Именно поэтому приоритеты работы Уполномоченного по совершенствованию бизнес-среды были расставлены так, чтобы в наибольшей степени оказывать влияние на наиболее серьезные источники проблем предпринимателей.


В результате проводимых Уполномоченным совместно с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы, общественными организациями и отраслевыми объединениями предпринимателей исследований, публичных обсуждений, рабочих встреч и мероприятий различных форматов вырабатывались предложения, направленные на совершенствование правового регулирования предпринимательства, повышение доверия бизнеса к власти. Также источником инициатив Уполномоченного являлись обращения хозяйствующих субъектов, как правило сообщающие о несоблюдении их законных интересов властными институтами. Ощутимая доля инициатив предложена Уполномоченным в ходе его постоянного участия в оценке фактического или регулирующего воздействия правовых актов или их проектов.


В начале каждого года Уполномоченный направляет Мэру Москвы доклад о результатах своей деятельности за предыдущий год, содержащий как анализ и оценку условий осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве в истекшем периоде, так и предложения о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности.


Всего Уполномоченным в рамках осуществления своей деятельности подготовлено 600 инициатив, порядка 250 из которых затрагивают различные сферы предпринимательской деятельности в Москве и призваны улучшить предпринимательский климат в городе, снизить необоснованную негативную нагрузку на бизнес. Около 350 предложений Уполномоченного, касающиеся интересов всего российского бизнес-сообщества, могут быть полностью или частично реализованы на федеральном уровне.


Сейчас в той или иной степени реализованы более 160 предложений, направленных на создание в целом благоприятной и мотивирующей среды для предпринимательства, оптимизацию совокупной фискальной нагрузки на бизнес и затрат, связанных с имущественно-земельными отношениями, повышение эффективности и масштаба работы институтов поддержки бизнеса, расширение доступности участия в госзакупках, совершенствование контрольно-надзорной деятельности.


Наиболее значимыми достижениями, призванными улучшить предпринимательский климат в городе, снизить нагрузку на бизнес, и затрагивающими весьма объемный сегмент предпринимательского сообщества города Москвы (в разрезе указанных сфер правоприменения), стали следующие результаты деятельности Уполномоченного.

 

Имущественно-земельные отношения

Снижены ставки налога на офисную и торговую недвижимость, подлежащую налогообложению от кадастровой стоимости.

Сохранено действие льготных ставок арендной платы субъектов малого предпринимательства.


Сохранено преимущественное право арендатора на приобретение арендуемого нежилого помещения в отношении равнозначного нежилого помещения, предоставленного арендатору по новому договору аренды нежилого помещения, на срок действия программы реновации.


Утверждены типовые формы договоров купли-продажи, в которых предусмотрено, что за нарушение сроков оплаты, предусмотренных договором, продавец вправе потребовать с покупателя уплаты неустойки (пени) в размере 1/365 двукратной ключевой ставки ЦБ РФ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. По договорам аренды имущества и земельных участков установлена ставка в размере 1/300 за каждый день просрочки.


Собственники нежилых помещений освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт со дня исключения соответствующего многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.


Собственнику нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации предусмотрено предоставление предварительного и равноценного возмещения в денежной форме или заключение договора, определяющего переход права собственности на равноценное нежилое помещение.


Арендатору, имеющему действующий договор аренды нежилого помещения, находящегося в имущественной казне города Москвы, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, предусмотрено предоставление равноценного нежилого помещения с заключением договора аренды без проведения торгов.


У субъекта малого и среднего предпринимательства появились правовые основания для восстановления ранее утраченного преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого и используемого в предпринимательской деятельности имущества.

 

Повышение эффективности и масштаба работы институтов поддержки бизнеса

Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.


Предусмотрены налоговые льготы для управляющих организаций технопарков или промышленных парков.


Предусмотрено предоставление пониженных ставок арендной платы для приоритетных для города видов деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе находящихся в неконкурентном секторе экономики.


Утверждены критерии отнесения продуктов и технологий к инновационной, высокотехнологичной продукции и технологиям; созданы 12 центров услуг для бизнеса – консультационных пунктов для предпринимателей на базе ГБУ «Малый бизнес Москвы».


Разработан и утвержден нормативным правовым актом Правительства Москвы порядок реализации государственно-частного партнерства в городе Москве.


Организована финансовая поддержка на конкурсной основе малым и средним предприятиям города Москвы в получении инжиниринговых услуг, необходимых для развития или модернизации их производств.


Предоставлено право на получение налоговых льгот и льгот по аренде земли предприятиям, получившим статус промышленного комплекса.


Предоставлено право на получение налоговых льгот компаниям, получившим статус технопарка и индустриального парка, либо их якорным резидентам.


Из порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса исключены избыточные требования о сроке осуществления деятельности по производству и реализации молока для получения субсидии, наличии на отчетности отметок налогового органа, актуальности сведений об отсутствии задолженности по обязательным платежам.


Устранен дополнительный административный барьер для индивидуальных предпринимателей, имеющих бизнес в нескольких административных округах города Москвы.


Закреплена обязанность Межведомственной комиссии уведомлять заявителей о принятом решении о предоставлении (отказе в предоставлении) имущественной поддержки.


Расширение доступности участия в госзакупках


Изменениями в законодательство о закупках установлено, что минимальный срок исполнения контракта будет устанавливаться исходя из условий его реального исполнения и соответствовать утвержденным нормам производства работ, а порядок его определения установит Правительство Российской Федерации.


Расширен законодательно закрепленный перечень оснований для обжалования действий заказчиков в антимонопольный орган. В частности, введены запреты на предъявление требований, не предусмотренных документацией о закупке, на осуществление закупки с нарушением закона и (или) положения о закупках.

 

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности


Утверждены плановые показатели предоставления государственных и муниципальных услуг на период до 2019 года включительно.


Разработаны показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.


Актуализирован перечень органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора).


Приняты административные регламенты по всем 33 видам контроля, нормативно-правовые акты размещены на официальных сайтах всех органов власти.


Все планы проверок составлены с применением риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.


Исключены положения, предусматривающие инициирование проведения внеплановой проверки по результатам систематического наблюдения.

 

Достижение указанных результатов деятельности Уполномоченного стало возможным только благодаря конструктивному, ведущемуся на непрерывной основе диалогу с органами власти. Результатом такого диалога, проводимого с самого начала деятельности Уполномоченного, стало создание действенных механизмов реализации инициатив: издание новых либо изменение и дополнение действующих правовых актов Правительства Москвы и его структурных подразделений, внедрение и использование предложений Уполномоченного непосредственно в текущей деятельности органов исполнительной власти.  


Активное включение Уполномоченного в поддержку предпринимателей и значительное внимание, уделяемое субъектам малого и среднего предпринимательства во взаимодействии с госорганами, явилось одним из факторов более чем двукратного роста общего количества хозяйствующих субъектов – микро-, малых и средних предприятий в городе Москве с 363 тысяч в 2014 году до почти 800 тысяч в настоящее время.


Сейчас можно уверенно утверждать, что институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве стал весомым и авторитетным элементом инфраструктуры поддержки предпринимательства в существующей правовой системе города Москвы, играя роль индикатора, выявляя имеющиеся в сфере предпринимательства проблемы и предлагая действенные способы их разрешения.