Версия для слабовидящих
ФНС информирует
Подари Москве свои идеи
Служба по контракту
Мой семейный центр
Я выбираю жизнь
Детский телефон доверия
СООБЩИ, ГДЕ ТОРГУЮТ СМЕРТЬЮ!
Подростковая агрессия
"ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ!"
Электронные услуги

Главы из резолюции ООН по обеспечению безопасности детей

11.11.2011
В ней содержится описание рекомендуемых мер, касающихся обучения, информирования,
поведения детей в условиях дорожного движения и их перевозки. Меры, касающиеся
оборудования для обеспечения безопасности детей на пути в школу и из школы и вблизи
школ, излагаются в главе 9 настоящей Резолюции.
4.1 Контекст
Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом
окружающей среды, с которым может столкнуться ребенок. В результате физиологического и психического развития ребенка его поведение менее предсказуемо и существенно отличается от поведения взрослого человека. Кроме того, дети особенно подвержены дорожно-транспортному травматизму и опасности длительной (постоянной) потери трудоспособности, которая может оказать глубокое негативное воздействие на качество жизни пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей.
Для того чтобы снизить число детей - жертв дорожно-транспортных происшествий,
значительное количество которых происходит с детьми школьного возраста на пути в школу и из школы, а также в непосредственной близости от школ, органам власти следует принять меры по предупреждению таких происшествий, а родителям и администрациям школ надлежит уделять более пристальное внимание опасностям, которым подвергаются дети.

4.2 Рекомендации, касающиеся безопасности детей на пути в школу и из школы
Меры, которые следует принимать, изложены ниже.
4.2.1 Ðîëü îðãàíîâ âëàñòè
Им рекомендуется:
а) учитывать аспекты безопасности на пути в школу и из школы в процессе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, предусмотренного в пункте 2.1.3, в частности в школах;
b) обучать детей навыкам поведения на автобусной остановке, при посадке в автобус и
высадке из него, а также в самом автобусе в ходе поездки. Такое обучение следует дополнять практическими занятиями, в частности для выработки навыков поведения в опасных ситуациях;
с) информировать водителей механических транспортных средств о проблемах детей,
которые не обладают необходимыми навыками адекватного реагирования на опасности,
возникающие на дороге;
d) защищать детей с помощью активных и пассивных мер;
е) усилить контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения вблизи школ,особенно в часы прихода и ухода детей;
f) поощрять использование средств массовой информации для распространения программ,
предназначенных для родителей и детей и имеющих целью повышение безопасности детей на пути в школу и из школы;
g) обеспечить на национальном уровне статистический учет всех дорожно-транспортных
происшествий, жертвой которых стали дети, и принять меры для улучшения качества
собираемых данных. В тех случаях, когда национальная статистика не включает данные о
дорожно-транспортных происшествиях, имевших место на пути в школу или из школы,
необходимую информацию следует собирать посредством проведения специальных
обследований или обзоров;
h) предпринять необходимые шаги для разработки исследований, направленных на
повышение безопасности детей, которые участвуют в дорожном движении;
i) организовать систему перевозок детей (например, школьными автобусами - см. в этой
связи пункты 4.2.3 и 7.1.1.2), в частности для учащихся младших классов, и особенно если
школа расположена далеко от места жительства.
4.2.2 Ðîëü ðîäèòåëåé è àäìèíèñòðàöèé øêîë
Рекомендуются изложенные ниже меры:
а) родителей следует информировать о том, что их дети как участники дорожного движения обладают ограниченными возможностями; следует побуждать родителей к повышению безопасности их детей путем надзора и обучения:
i) в отношении надзора следует особо поощрять сопровождение детей - особенно
учащихся младших классов - самими родителями или иным лицом, а также
постепенное приучение их к тому, чтобы ходить без сопровождения;
ii) в отношении приобретения навыков правильного поведения в условиях дорожного
движения теоретическое обучение следует подкреплять практическим обучением в
реальных условиях дорожного движения; детей следует приучать к тому, как должен
вести себя пешеход (как переходить дорогу, как идти по краю дороги, у которой нет
тротуаров, и т.д.). Следует предусмотреть, чтобы такое обучение проводилось как
специально подготовленными для этого лицами (например, учителями, сотрудниками
дорожной полиции), так и родителями.
b) взрослым следует напоминать о необходимости обращать особое внимание на то, чтобы на собственном примере постоянно демонстрировать детям безопасное поведение,
обеспечивающее соблюдение правил дорожного движения;
с) для обеспечения безопасности детей в опасных местах на пути в школу и из школы
следует организовывать патрули в составе лиц, прошедших специальную подготовку,
например сотрудников полиции, учителей, родителей и, возможно, учеников старших
классов. В этой связи следует учитывать, что патрули, состоящие из учеников старших
классов, содействуют не только повышению безопасности детей в таких местах, но и
получению общих знаний в области безопасности движения самими патрульными и
развитию у них чувства ответственности. Поэтому предлагается уделять особое внимание
вопросу о содействии в создании и работе таких патрулей;
d) следует информировать родителей и администрацию школ о важности улучшения
видимости детей с помощью ярко окрашенной одежды или предохраняющих
приспособлений (из светоотражающих или люминесцентных материалов), в частности в
условиях плохой видимости;
e) в отношении детей, которые в соответствии с национальным законодательством могут
использовать велосипеды и мопеды, следует:
i) обучать их основным правилам дорожного движения;
ii) указывать им на важность правильного оборудования их транспортного средства
(освещение, светоотражающие приспособления, тормоза и т.д.), а также ношения ярко
окрашенной одежды либо одежды со светоотражающими полосами;
iii) обучать их правилам использования защитных устройств (шлемов и т.д.);
iv) а также указывать им на особые виды опасности, которые могут возникнуть при
движении на дороге для их категории транспортных средств, особенно в связи с
наличием тяжелых транспортных средств.
Если детям разрешается использовать велосипеды с раннего возраста, то следует поощрять сопровождение их родителями или каким-либо иным лицом, а также соблюдение рекомендаций, перечисленных в пунктах а) и b) выше, для того чтобы постепенно приучать их к правильному поведению на дороге при пользовании велосипедом.
4.2.3 Ðåêîìåíäàöèè, êàñàþùèåñÿ êîëëåêòèâíîé ïåðåâîçêè äåòåé
a) перевозку детей стоя разрешать не следует;
b) настоятельно рекомендуется присутствие сопровождающего. Если функции
сопровождающего выполняет учащийся, то следует предусмотреть, чтобы ему/ей было по
крайней мере 16 лет и он/она прошел/прошла специальную подготовку;
c) водителей следует инструктировать по конкретным проблемам перевозки детей;
d) следует предусмотреть, чтобы транспортные средства, предназначенные для перевозки
детей, имели сиденья, установленные по направлению движения и оборудованные ремнями безопасности;
e) в случае перевозки детей или школьников необходимо регулярно организовывать
мероприятия по учебной эвакуации детей.
Глава 9
Оборудование для обеспечения безопасности детей на пути в школу и из
школы и вблизи школ
В дополнение к рекомендациям, содержащимся в главе 4 настоящей Резолюции, в настоящей главе перечислены различные меры по обустройству территории, позволяющие обеспечить безопасность детей на пути в школу и вблизи школ.
9.1 Рекомендации, касающиеся окружающих условий вблизи школ и расположения
школ
а) Поблизости от школ органам власти следует предупреждать водителей о возможном
присутствии детей при помощи надлежащих знаков, например тех, которые перечислены в Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года;
b) вблизи школ органам власти следует также принимать меры по ограничению скорости
транспортных средств, по крайней мере в часы школьных занятий и в то время, когда дети
идут в школу или из школы, а также по запрещению стоянки и обгона;
с) вблизи школ движение автомобилей следует по возможности отделять от движения
велосипедистов и пешеходов;
d) если выход детей непосредственно на улицу с интенсивным движением предотвратить
нельзя, то следует принимать меры - постоянного характера либо на время нахождения детей в школе - по ограничению скорости движения на таких улицах;
e) для транспортных средств, перевозящих школьников (автобусы, частные автомобили),
следует предусмотреть места остановок, которые по возможности следует размещать вне
проезжей части и на той стороне дороги, где расположена школа;
f) дороги, расположенные вблизи школ, и дороги, обеспечивающие подъезд к ним, следует планировать, проектировать, оборудовать и содержать таким образом, чтобы они были безопасны для детей (достаточно широкие тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, боковые барьеры, пешеходные переходы под проезжей частью или над ней, обозначенные соответствующими знаками, и разметка, светофоры и освещение проезжей части);
g) на дорогах и стоянках в зоне возле школ не следует размещать искусственные и
естественные препятствия, включая стоящие транспортные средства, которые затрудняли бы детям обзор дороги и движущихся по ней транспортных средств, а водителям – видимость детей;
h) по возможности надлежит исключать опасные ситуации на дорогах вблизи школ и на
маршрутах следования в школы;
i) уже на предварительных стадиях планирования новых школ следует привлекать для
консультаций органы по надзору за безопасностью дорожного движения и органы
здравоохранения, с тем чтобы школы располагались по возможности вблизи от жилых
районов и дальше от дорог с интенсивным движением транспорта;
j) выходы из школ и со школьных площадок следует планировать таким образом, чтобы они вели на дороги, которые наименее опасны для детей в плане дорожного движения.
9.2 Рекомендации, касающиеся остановок рейсовых и школьных автобусов
а) Остановки школьного автобуса должны соответствовать рекомендации, предусмотренной в пункте 4.2.1 е), и их желательно размещать на территории самой школы. Этот момент
следует принимать во внимание при разработке планов строительства новых школ;
b) если остановки школьного автобуса совмещены с остановками рейсового пассажирского транспорта, то это следует принимать во внимание при проектировании автобусной остановки;
с) пространство, отведенное для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно
большим, чтобы их вместить. Его следует отгородить от проезжей части стационарным
барьером с промежутками в том месте, где находятся двери автобуса. Эти промежутки
следует защитить вторым барьером, находящимся дальше от края тротуара;
d) когда остановка школьного автобуса находится не в том месте, не расположена остановка рейсового автобуса, ее следует обозначать особо.